Организатор

В строительстве железной дороги до Сабетты могут принять участие «Газпром», РЖД и «Новатэк»

Ямало-Ненецкий автономный округ / УФО

Проект строительства железной дороги к порту Сабетта планируется перезапустить, для чего дорогу передадут на федеральный уровень. Концессионное соглашение могут подписать с «Газпромом» (либо с его «дочкой» «Газпромтранс») и РЖД. Переговоры также идут с компанией «Новатэк». Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на участников переговоров. Частную инициативу в Правительство РФ планируется подать в первой половине 2019 г.

Железнодорожная линия Бованенково – Сабетта протяженностью 170 км должна фактически обеспечить выход Северного широтного хода к морскому порту Сабетта и Северному морскому пути. Это откроет грузовым потокам выход на Северный морской путь, сократит логистическое плечо и даст новый импульс развитию Арктики. Соглашение о реализации проекта было подписано в декабре 2015 года между Правительством ЯНАО и компанией ООО «ВИС ТрансСтрой» (входит в Группу «ВИС»). Закончить работу планировалось в 2019 году. Как сообщил собеседник газеты «Ведомости», соглашение продлено, достроить дорогу нужно к 2022 г.

Это соглашение может быть расторгнуто, считает один из источников газеты, по нему дорога осталась бы в собственности инвесторов, а по новому соглашению будет у государства. С переходом проекта в статус федерального может потребоваться иная конфигурация участников, соглашается представитель группы ВИС: «Решения принимаются на государственном уровне и однозначно будут нами поддержаны».

Новое соглашение должно резко сократить расходы на строительство: прежде дорога стоила свыше 113 млрд руб. в ценах прошлых лет, рассказывает участник переговоров, сейчас это было бы 176 млрд, в ценах лет строительства хватит 115 млрд. Дорога обойдется в 113–115 млрд руб., подтверждает еще один человек, знакомый с ходом переговоров. Экономию дадут новые проектные решения, обещают два участника переговоров: дорога будет однопутной, без насыпи под второй путь. Пропускная способность составит 8–10 млн т в год, говорит представитель губернатора.

Участие «Газпрома» в концессии логично: компания уже строила участок Обская – Бованенково – Карская с применением технологий для вечной мерзлоты. Компания хотела продать дорогу РЖД, договориться о сделке в 2009 г. поручал Владимир Путин, находящийся в это время в должности Председателя Правительства. Но покупать тупиковую ветку за 130 млрд руб. – так ее оценил «Газпром» – РЖД отказалась. «Газпром» несет убытки: одна амортизация обходится в 4,5 млрд руб. в год, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров, операционные расходы – еще 1,3 млрд руб. в год. Рассматривается вариант, что ветку Обская – Бованенково – Карская выкупит у «Газпрома» концессионер, сообщают участники переговоров. Фактически сценарий выкупа действующей линии для «Газпрома» оптимален: он позволяет продать проблемный актив по балансовой стоимости, но большую часть средств компания, вероятно, должна будет реинвестировать в строительство новых участков, предполагает Бурмистров. «Балансовая стоимость Обской – Бованенково такова, что может дать «Газпрому» контрольный пакет в концессии, возможность перераспределить с другими участниками соглашения расходы на содержание линии и переложить на государство риски, связанные с убытками», – предполагает Бурмистров.

«Новатэк» же, продолжает он, будет стараться минимизировать свою долю в концессии, потому что пропорционально ее размеру может быть вынужден финансировать выкуп у «Газпрома» действующей ветки и нести расходы на содержание убыточной инфраструктуры. «Новатэку» нет необходимости отгружать продукцию в направлении Обской, напоминает эксперт: «Компания фактически будет вынуждена финансировать дорогу за 100 млрд руб., которую будет использовать «Газпром» для доставки строительных грузов на Ямал и газового конденсата в Сабетту».

Главным бенефициаром этого проекта мог бы стать «Газпром» – и расстающийся с убыточным активом, и получающий возможность использовать Северный морской путь, например, для вывоза конденсата, соглашается директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. «Логика «Газпрома» понятна – оптимизировать программукапитальных вложений, которая в 2018–2019 гг. достигнет пика. «Новатэку» проект, видимо, будет менее интересен – ему хватает его экспортных мощностей», – объясняет он. Но Северный морской путь – стратегический федеральный проект, от участия в котором, возможно, «Новатэку» не так просто отказаться, допускает Маринченко, так же как, видимо, не получится отказаться от заказа танкеров на Дальнем Востоке. «Но ведь и «Новатэк» немало получает от государства – «Ямал СПГ» вряд ли состоялся бы без помощи государства, инфраструктурной и лоббистской, на переговорах с иностранными партнерами», – заключает Маринченко.

Источник: www.pppi.ru

Подписаться на рассылку дайджеста мероприятий и новостей агентства